Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А.
Письмо Минпросвещения от 26.01.2021 №ТВ-94/04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности скачать
Приложение 1 к письму (презентация) скачать.
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
· формирование банка заданий;
· формирование проектов тренировочных работ;
· прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
· проверку развернутых ответов экспертами;
· накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
1. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
2. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя.
3. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
4. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Перейти к банку заданий
Банк заданий по функциональной грамотности ГК «Просвещение» Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает все основные предметы школьной программы. Перейти к банку заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности. На сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» опубликован Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).
Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Для педагогов:
Яндекс Учебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)